АНИМАДОК
АНИМАДОК / Куратор Лариса Малюкова
Программа документальной анимации
На фестивале имени Андрея Тарковского «Зеркало» в этом году впервые будет представлена зрителям программа «Анимадок». «Документальная анимация» — не новость для мирового кинематографа. Первым по-настоящему знаковым событием стало участие в Каннском конкурсе фильма «Персеполис» Маржан Сатрапи и Венсана Паронно (2007), отразившего события иранской революции. Взгляд, который предлагали авторы фильма, шел вразрез с официальной версией событий: аниматоры показали разрушение мира глазами ребенка. Фильм получил специальный приз каннского жюри. Потом был «Вальс с Баширом» Ари Фольмана — также субъективный взгляд на ливанскую войну 1982 года.Документальность сегодня — один из важнейших способов исследования действительности, инструментов искусства в самых разных областях: от театра и живописи до литературы и кинематографа.Документ в анимации по-своему работает с реальностью. Дело не в отборе тем — ведь здесь практически не существует запретов. Как правило, это проблемы, часто нерешаемые, и вызовы, перед которыми оказался наш современник: темой мультфильма могут стать война и политика, неизлечимая болезнь, неправедный суд, секс, старость, смерть... Художественный способ диалога, использующийся в анимации, позволяет затрагивать самые тонкие настройки и глубокие слои взаимоотношений человека с миром и с самим собой. Увидеть обыденное в новом ракурсе. Погрузиться в мир, о котором знаешь лишь понаслышке. Сократив дистанцию, почувствовать чужую боль как свою. Документальная анимация использует реальные голоса людей и хронику, мемуарные записи и новостные включения, фотографии, документы, дневники.И конечно же, «анимадок» помогает справляться с травмами: в художественной реальности анимационного фильма все страшные проблемы, чудовищные картины смерти, насилия, боли, искореженного мира смягчены самим способом изложения, разнообразной палитрой киноязыка. В этом смысле доканимация становится терапевтическим средством.А самое важное то, что в своих лучших образцах «анимадок» — это не просто слепок реальности, но особый жанр искусства, обладающего своими средствами выразительности, предлагающего зрителю — отдельно взятому человеку — разговор о том, что его волнует, и о том, в чем он сам себе боится признаться.
Лариса Малюкова

Лариса Малюкова
Один из ведущих российских кинокритиков, кандидат искусствоведения, обозреватель «Новой газеты». Автор статей в журналах «Искусство кино», «Сеанс», «Театр», «Советский фильм», «Советский экран», «Огонек» и т.д. Составитель и автор идеи сборника «90-ые. Кино, которое мы потеряли», автор книги «Сверх/кино. Современная российская анимация». Автор сценариев документальных фильмов «Фрида на фоне Фриды», «Приключения Диего Диеговича в стране большевиков», «Смотрите, небо», «Пушкинская площадь», «Судьба аттракциона», «Герман и Кармалита», «Нана + Ираклий = кино», «Если бы не Коля Шатров» и других. Обладатель множества профессиональных наград, в том числе премий «Золотое перо России», «Кинопресса России», трех премий «Белый слон».