Программа анимационных фильмов
«Сказка как документ времени»
«Не верьте сказкам, они – были правдой», – заметил Ежи Лец. Ошибся он только во времени. Не «были» – «есть». В каких бы старинных далях не вершились события – не о прошлом они, о самом что ни на есть насущном. О ключевых вопросах, волнующих человека, повествует сказка в своих бесконечных реинкарнациях, в том числе, анимационных.

На немецком сказка обозначается словом Märchen. Mar – «новость», «известие», chen - уменьшительный суффикс. Небольшой рассказ о чем-то неизведанном. Сказка – разведчик, бесстрашно погружающий нас в тайны всегда сложной и противоречивой реальности. Иносказание здесь и сейчас.

В нашей программе собраны фильмы, в которых вымысел не противостоит достоверности, бытовое, профанное – сакральному, подлинное – небылицам. В живописном хокку «Слова на склоне» Человек-улитка ползет к себе в домик, спрятанный в горах. Роняет на рисовую бумагу черные бусины туши, которая, становясь длинными рыбами, уплывает по реке. Само время капает секундами, течет, как тушь на рисовую бумагу, соединяясь с всхлипом флейты: «Тихо-тихо ползи, улитка, по склону вверх. Склон Фудзи также одинок». Рыбак, мечтающий о счастье взаимопонимания, вылавливает себе женщину. Но это особенная любовная история. Приходится как-то приспосабливаться друг к другу, примиряясь – меняться («Женщина-рыба»). Не у всех получается. А одичавший в отшельничестве человекокот Пишто поначалу жутко раздражен приездом простодушных шумных родственников, любителей винегрета и «Поля чудес». Не сразу мизантроп Пишто поймет, что у счастья много голосов: и детский смех, и капель, и даже шум ненавистного телевизора. Зритель же будет наслаждаться тонкостью психологических узоров режиссера и философа Сони Кендель в ее человеческой сказке «День рождения Пишто». А один романтик летел на любой огонь, как мотылек. Тушил борец с огненной стихией что ни попадя (зажженную сигару, кактус с алым цветом, печь пекаря) — и все для того, чтобы самому быть сожженным любовным пламенем («Пожарник», воображенный Юлией Ароновой). Есть в программе и мистические истории, вроде «Белой змеи» Полины Федоровой – анимационной версии старинной легенды «Царица дождя», в которой природа наполнена духами и подчинена их воле. Волшебство с детективным оттенком – это «Мокрые носочки Берты Райз», актуальная история о принцессе, стремящейся к совершенству. Фильм «Дылда» Насти Жакулиной создан по сказке Марины Бородицкой. Он о том, что в нашем несовершенстве – наша уникальность, как в непомерно длинной трогательной героине с лошадиным лицом. А мистический сказ Дмитрия Геллера «Хозяйка медной горы» примагничивает с первого кадра, словно само многослойное изображение ворожит, похожее на огромный изумруд, – тот самый, что отыскал мастер в тайге. Камень будет менять хозяев, принося им гибель. И сверкать на руке Хозяйки, наигрывающей всю эту мелодию на стареньком пианино.

Авторы удивительных анимационных историй – ловцы времени во всех его чудесных проявлениях. Здесь пастухи пасут облака (фильм Евгения Фалеева), Медведь не хочет быть чучелом в кабаке, а мечтает об артистической карьере и подлинной дружбе. Беспредельный фантазер Иван Максимов создал целую мозаику фантасмагорических скетчей «О, неет!». Его картина – про «незадачу», облом, который случается нежданно-негаданно: лыжня вдруг расширяется, разбегается в разные стороны, молоко бежит, прибывающий поезд страшно уменьшается… Все возможно в мире, где абсурд крушит, взрывает обыденность. Сотворчество Максимова с талантливой петербургской художницей Алисой Юфой оказывается выходом из замкнутого максимовского мира, населенного абсурдистскими существами, — в открытый космос новых стилей и источников вдохновения.

И вот что удивительно: вроде бы мы смотрим эти на первый взгляд незатейливые истории про чудеса, а по сути, задумываемся о жизни и смерти.
Так и положено в сказках. Они говорят о самом главном.»

Лариса Малюкова, куратор программы «Анимация»

Программы