Зеркало
Костюм в кино
1929 год. Решение образовать Ивановскую промышленную область, в которую входят Владимирская, Костромская и Ярославская губернии. С этого момента и до 1936 года Иваново становится третьей пролетарской столицей и экспериментальной строительной площадкой. Конструктивизм в Иванове — это и архитектурный ландшафт, и агиттекстиль. Они и стали основной темой программы «Костюм в кино». Малевич называл свой супрематизм «моделью космоса», мечтал о «планитах для землянитов», которые будут обитать в космосе, а на Землю спускаться, чтобы полюбоваться ее красотами. Как в советских и российских фильмах отразилась история рождения супрематизма, история его уничтожения — и влияния на художников сегодняшнего дня?

Первый фильм программы — «Аэлита» (1924) Якова Протазанова. Декорации и костюмы первого советского фильма-фэнтези созданы театральными художниками-авангардистами В.Симовым, И.Рабиновичем, А.Экстер. Марс и его жители решены в стиле конструктивизма. Если зрители по какому-то странному стечению обстоятельств еще не видели «Аэлиту», то им придется сверить свои впечатления и решить: действительно ли после «Аэлиты» костюмы в «Солярисе» кажутся такими уж впечатляющими?
Второй фильм программы — «Светлый путь» Григория Александрова (1940), где центральной является тема заката конструктивизма. Директор фабрики запрещает выпуск ткани с агитрисунками, а вчерашняя ткачиха кружится в прекрасном дворце среди хрусталя и зеркал: «Жизнь стала лучше, жить стало веселее». Как нами сегодня воспринимается вся эта история и этот принт с тракторами?

«Нирвана» Игоря Волошина (2008) — это современная история о любви, дружбе, смерти, предательстве и прощении. Костюмы в фильме решались на основе теории Малевича о цвете и форме (Малевич делил супрематизм на «черный, цветной и белый»). Репин в своей живописи, по мнению Малевича, «убил цвет содержанием». Зрителю нужно решить, кто кого «убил» у Волошина — или же, наоборот, кто кому помог выжить?

Фильмы «Аэлита» и «Светлый путь» вместе с куратором программы Надеждой Васильевой представит историк кино Петр Багров, а фильм «Нирвана» — режиссер Игорь Волошин.
Художник по костюмам, художник, куратор. Родилась в 1962 году в Санкт-Петербурге. В 1984 году окончила Ленинградское высшее художественно-промышленное училище им. Мухиной. С 1984 года — художник по костюмам киностудии «Ленфильм». Сотрудничала с Санкт-Петербургским Эрмитажным театром, Театром комедии им. Акимова. Преподавала курс «Русский костюм» в Санкт-Петербургском институте технологии и дизайна. Участвовала в коллективных выставках в «Манеже» (1987, 1988, Ленинград), «Современное искусство-95» (Хельсинки). Персональная выставка: арт-кафе «Идиот» (1999, Санкт-Петербург). Автор костюмов более чем к 25 фильмам, сериалам и видеоклипам. Состояла в семейном и творческом союзе с режиссером Алексеем Балабановым и создала костюмы для всех его картин, начиная с фильма «Замок» (1994). Среди недавних проектов — костюмы для фильмов «Страна ОЗ» (2015), «Салют-7» (2017), «Матильда» (2017), «Скиф» (2018).



Надежда Васильева
Куратор программы «Костюм в кино»