Зеркало
В ноябре – декабре 2019 года в Ивановской области состоятся специальные показы в рамках международного кинофестиваля имени Андрея Тарковского «Зеркало». Показы станут своего рода «Эхом» кинофестиваля, который проводится ежегодно в июне. Программа «Эха» реализуется при поддержке Правительства Ивановской области и областного координационно-методического центра культуры и творчества города Иванова.
ФИЛЬМ ОТКРЫТИЯ

«АНДРЕЙ ТАРКОВСКИЙ. КИНО КАК МОЛИТВА»

Режиссер Андрей Тарковский-младший, Италия, Россия, Швеция, 2019. 97 мин., 12+, документальный

Картина Андрея Тарковского младшего об отце, его творческом и духовном пути. В картину вошли редкие видео - и аудиозаписи, неизданные стихи Арсения Тарковского. Премьерный показ состоялся в рамках Венецианского кинофестиваля-2019 и завершился овациями.

ФИЛЬМ ЗАКРЫТИЯ

«КАЛИНА КРАСНАЯ»

Режиссер Василий Шукшин, СССР, 1974. 112 мин., 12+, документальный

Отреставрированную копию этой легендарной картины Василия Шукшина «Искусство кино» и «Мосфильм» выпустили осенью в повторный прокат. И вот наконец-то мы показываем ее в Ивановской области. Василий Макарович Шукшин выступил и сценаристом, и исполнителем главной роли, и режиссёром фильма. Появившись на экране в 1974 году, «Калина Красная» стала самой успешной картиной в фильмографии Шукшина и последней работой режиссера.


ПРОГРАММА ДОКУМЕНТАЛЬНЫХ ФИЛЬМОВ «ТАРКОВСКИЙ. БИОГРАФИЯ»

Программа фильмов, посвященных биографии известных людей, которые каждый в своей области были новаторами и экспериментаторами по сути такими же как Андрей Тарковский. В программу войдут:

ВАРДА ГЛАЗАМИ АНЬЕС

Режиссер: Аньес Варда, Дидье Роже, Франция, 2019, 115 мин., 16+, документальный

Двухчасовое путешествие по удивительному миру пионера французской «новой волны», во время которого Аньес Варда рассказывает о дружбе с актрисой Джейн Биркин и художником JR, об основных принципах создания своих фильмов и о любви к окружающим. Аньес Варда представила фильм в феврале 2019 года на Берлинском кинофестивале (внеконкурсная программа). 29 марта она скончалась в возрасте 90 лет

СОРОКИН ТРИП

Авторы: Антон Желнов и Юрий Сапрыкин. Режиссер: Илья Белов, Россия, 2019, 90 мин., 18+, документальный

Первый документальный фильм о самом важном русском писателе наших дней от авторов «Бродский не поэт» и «Бедные люди. Кабаковы». Владимир Сорокин – человек, взорвавший изнутри советскую литературную традицию и выстроивший на ее обломках собственный мир. Автор «Нормы», «Голубого сала», «Дня опричника» и «Теллурии», концептуалист, разрушитель устоев, сатирик, мистик, пророк.





АНАТОЛИЙ КРУПНОВ. ОН БЫЛ



Режиссер: Дарья Иванкова, Россия, 2019, 72 мин., 18+, документальный



Фильм «Анатолий Крупнов. Он был» – это рассказ о человеке и музыканте, портрет эпохи и поколения, музыки и идей, которые двигали человеком и рок-музыкантами на рубеже веков.
Анатолий Крупнов, он же Крупский, один из самых харизматичных представителей отечественной рок-сцены, запомнился сразу и всем существом. Создатель и лидер группы «Черный обелиск». Уникальный бас-гитарист, которого мечтали видеть в своем составе многие рок-группы. Один из «Неприкасаемых». Автор и исполнитель песни «Я остаюсь». Человек с цыганской внешностью и пиратским шармом, гений баса и море обаяния. Можно казаться, можно быть. Он был…



ПРОГРАММА ИГРОВЫХ ФИЛЬМОВ «ТАРКОВСКИЙ. ВЛИЯНИЕ»



Программа посвящена жанру экспериментального кино, фильмам снятым на стыке игрового и документального кино.

ОСЁЛ

режиссер: Анатолий Васильев, Швейцария, 2017, 167 мин., 18+



Эпическая ода ослу. Имя его служит прототипом для героев великих романов, и сам он, Осел, становится героем грустных увлекательных историй от Ветхого Завета до латинского Рима: Иисус на осле въехал в Иерусалим, на нем путешествовал Санчо Панса, с одним из их представителей дружил Винни Пух. Малая Италия сохранила почитание этого животного в своих осенних праздниках Палио…



ПРОРУБЬ

Режиссер: Андрей Сильвестров, Россия, 2017, 65 мин., 16+, игровой

Весь день по телевизору показывают прорубь. Прорубь — тема дня, зимняя традиция, объединяющая верующих и спортсменов, звёзд и моржей, президента и безработного. В центре новостных сюжетов — Крещение, рыбалка и криминальная хроника. Президент и щука, художник и критики, олигарх и правоохранительные органы — все встречаются у проруби в поисках решений своих проблем.

А безработный москвич, страдающий от вредных привычек, спускается в прорубь за женой, точно какой-то Садко.



СПЕЦ. ПОКАЗЫ

СПИТАК

Режиссер Александр Котт, Россия, Армения, 2018. 97 мин., 18+, игровой



Фильм рассказывает о самом разрушительном и самом многочисленном по числу жертв землетрясении, случившемся на территории Армении 7 декабря 1988 года. Фильм «Спитак» — это история Гора, который, покинув Армению в поисках лучшей жизни, возвращается обратно после землетрясения, чтобы найти свой дом. Свою семью. Но уже поздно. Все разрушено стихией. И ему приходится заново учиться любить то, что он разрушил сам.



ИСТОРИЯ ОДНОГО НАЗНАЧЕНИЯ

Режиссер Авдотья Смирнова, Россия, 2018. 12 мин., 18+, игровой

В пехотном полку в Тульской области, куда отправляется на службу вдохновленный передовыми идеями столичный поручик Григорий Колокольцев, происходит преступление. Солдату, на плечи которого ложится вина, грозит военный трибунал и расстрел. Колокольцев обращается за помощью к графу Толстому, который решает защитить невиновного.

Пронзительный и трагический фильм о событиях, участником которых стал Лев Толстой, стал лауреатом «Кинотавра», «Ники» и «Золотого Орла».

ПРОГРАММА КОРОТКОМЕТРАЖНЫХ АНИМАЦИОННЫХ ФИЛЬМОВ СТУДИИ «ДА»



Анимационная студия «ДА» — благотворительный проект, существующий с 2008 года. Работа студии направлена на эмоциональную, творческую поддержку и социализацию детей посредством создания анимационных фильмов.

Мультфильмы программы созданы детьми со всей страны, в том числе ребятами оказавшимися в сложных жизненных ситуациях, подопечными детских центров. Часть фильмов сделана во время творческих мастерских различных кинофестивалей от Иванова (фестиваль «Зеркало») до Сахалина (фестиваль «Край Света»).



1. Надежда. 6 мин. НИИ онкологии в Песочном. Санкт-Петербург. 2008 год

2. Лес. 9 мин. Хоперский заповедник, село Варварино. 2011

3. Ожидание. 2 мин . Центр "пространство радости" для людей с РАС. Санкт-Петербург. 2014

4. Ярости и злости. 5 мин . Центр социальной помощи семье и детям Калининского района. Санкт-Петерубрг. 2013 г.

5. Белый тигр. 2 мин. Центр социальной помощи семье и детям Калининского района. Сакнт-Петебург. 2015 г.

6. Груша. 2 мин. Петергофский психоневрологический интернат. Петергоф. 2017

7. Люди-острова. 7 мин. Летний детский проект. Документальная анимация. Соловецкие острова. 2016

8. До белок-стрелок. 3 мин. Клиника «НИИ детской онкологии, гематологии и трансплантологии им. Р.М. Горбачевой. Сакнт-Петербург. 2017 год.

9. Кто здесь самый главный? Подростковый проект "ХУМРА" истории о правах человека. Сакнт-Петерубрг. 2016 год

10. Панголин. 2 мин. Центр социальной помощи семье и детям Калининского района. Сакнт-Петебург. 2018 г.

11. Куда пропала пума? 4 мин 30 сек. Клиника «НИИ детской онкологии, гематологии и трансплантологии им. Р.М. Горбачевой. Сакнт-Петербург. 2018 год.

12. Слишком насыщенный день. 7 мин. Детская анимационная мастерская на фестивале "Край света" Южно-Сахалинск. 2018 год

13. Самое время. 4 мин 30 сек. Подростковая анимационная мастерская на фестивале "Зеркало" им. Тарковского. 2019 год

14. Выше того. 5 мин. Детская анимационная мастерская на фестивале "Край света" Южно-Сахалинск. 2019 год

15. Зловещий водоворт. 3 мин. Центр социальной помощи семье и детям Калининского района. Сакнт-Петебург. 2019 год.



ПРОГРАММА КОРОТКОМЕТРАЖНЫХ ФИЛЬМОВ

Программа будет включать в себя 2 сборника фильмов

NEXT GENERATION SHORT TIGER

Сборник лучших немецких короткометражек обо всем на свете

Германия, 64 мин., 16+



Прыжок

Режиссёр: Лассе Хольдхус / Хронометраж: 5 мин. / Год: 2018

Девушка совершает прыжок навстречу Луне… Плавая в бассейне, она представляет себя в невесомости.

Молочники

Режиссёр: Алёша Рамон Бёнерт, Мишель Бураковски / Хронометраж: 3 мин./ 2018



Небольшой мультфильм о трёх людях, продающих и покупающих грудное молоко.

Чернила не высыхают

Режиссёр: Фелик Херман / Хронометраж: 14 мин./ 2019

Два друга, молодые немецкие мусульмане, живут вместе. Они с интересом наблюдают за культурой, церковью, свиданиями, отношениями и друг за другом. Один мыслит прагматично, другой – романтично.

Колыбельная войны

Режиссёр: Яна Угрехелидзе / Хронометраж: 8 мин. / 2019

Фильм основан на реальных историях людей, которые избежали резни в Сухуми в 1993 году во время грузино-абхазского конфликта.

Парень в клетчатой рубашке

Режиссёр: Александра Одич / Хронометраж: 6 мин / 2019

Он появился внезапно. Во время обеденного перерыва он всегда стоит один на школьном дворе. Вера смотрит на него с тайным обожанием

Формы

Режиссёр: Фариба Буххайм / Хронометраж: 10 мин. / 2018

Чтобы соответствовать идеалу красоты, человеческая спина должна быть сильной и прямой. Это самая большая часть тела и именно благодаря ей мы – прямоходящие. «Формы» – это дань уважения различным видам спины, с их шрамами и искривлениями – с любыми отклонениями от нормы.

Бутик

Режиссёр: Андреас Фишер / Хронометраж: 8 мин. / 2018

1950 год, Париж, два манекена в недавно открытом бутике волшебным образом оживают. Но движения их ограничены, и они не могут подойти друг к другу. Тем не менее их привязанность перерастает в любовь.

В безопасности

Режиссёр: Михаэль Кранц / Хронометраж: 2 мин. / 2018

Вы никогда больше не столкнётесь с неприятными людьми на улице: myBorder's JoyFence, ваша личная пограничная стена, предлагает защиту – мобильную и удобную для повседневного использования. Продукт, которого ждал мир!

Маскарпоне

Режиссёр: Йонас Ример / Хронометраж: 14 мин. / Год: 2018

Автокатастрофа толкает Френсиса, мечтательного кинематографиста, в мир безжалостного гангстера по имени Маскарпоне.

Чья рука?

Режиссёр: Минце Туммешайт, Сара Лен, Арне Хектор / Хронометраж: 3 мин. / 2018

Оторванная человеческая рука, найденная после взрыва бомбы, окунает нас в реалии немецкой разведки…

Гнездо

Режиссёр: Соня Роледер / Хронометраж: 4 мин. / 2019

Немного наивная райская птичка старается изо всех сил, чтобы привлечь партнера.

Юпитер

Режиссёр: Беньямин Пфоль / Хронометраж: 14 мин./ Год: 2019

Всего через несколько часов комета Калипсо пройдёт на угрожающе близком расстоянии от нашей планеты… А застенчивой девочке надо принять решение: продолжать свой путь на Земле или пройти опасную процедуру по воссоединению с высшим разумом с Юпитера вслед за своими родителями, приверженцами космического культа.

ФИЛЬМЫ С СЕВЕРА: МЕЖДУ НИМИ

Норвегия, Россия, Швеция, 64 мин., 16+

Отношения между людьми, семья и любовь – чувства и эмоции, которые не поддаются переводу. Правда ли то, что люди во всем мире любят одинаково? Может быть, пересекая границу государства, человек оказывается в системе ценностей, в корне отличающейся от его собственной?

В своей новой программе «Фильмы с Севера» Международный кинофестиваль в Тромсё ставит вопрос отношений. Быть вместе не легко, но человечество еще не придумало лучшего языка, чтобы говорить об этом, чем искусство. Фестивальные короткометражные картины, созданные авторами из Скандинавии и России – диалог о том, что не выразишь словами.

Помни, что жизнь скоротечна

Реж: Isak Gjertsen/ Норвегия / 4 мин. / 2019

Времени не так уж много… Особенно, когда за четыре минуты музыкального видео необходимо рассмотреть целую жизнь и ответить на ее извечные вопросы. Анимационный клип северо-норвежской инди-группы Kråkesølv.

Животное

Реж: Aasne Vaa Greibrokk / Норвегия / 16 мин. / 2018

Девушка-подросток Дагни вместе со своими подругами занимается лошадьми, объезжая строптивых жеребцов и лелея ожидания того, что ждет их во взрослой жизни. В конюшню по работе заезжает кузнец, и наивные мечты быстро превращаются в жестокую реальность.

Предложение

Реж: Det Sporadiske Filmkollektivet / Норвегия / 6 мин. / 2018

На лодочной прогулке, среди отдаленных островов Северной Норвегии, Иоаким опускается на одно колено и предлагает свои руку и сердце Ториль, женщине своей мечты. К сожалению, его избранница воспринимает их отношения немного иначе.

Галангал

Реж: Мария Лойтер / Россия / 15 мин. / 2018

Психиатр, специалист по суицидальному поведению, беседует с пациентами, определяя, кто из них может быть выписан, а кому стоит продолжить лечение. Личные трагедии и вопросы жизни и смерти становятся частью его распорядка дня и декорациями для его собственных переживаний.

Искусство работать в паре

Реж: Thor Brenne / Норвегия, Швеция / 11 мин. / 2018

Луиза и Хенрик — два стареющих цирковых акробата, ищущие возможности не выпасть из профессии. Их искусство — проект на всю жизнь, но они не имеют понятия, когда и как это закончится. Как долго они могут продолжать выходить на сцену, ведь годы идут, и, к тому же, они впервые становятся родителями.

Инфекция

Реж: Patrik Eklund / Швеция / 16 мин. / 2018

Фильм в духе Ингмара Бергмана «Сцены из брака», пронизанный мрачным чувством юмора. Брак Кристера и Кристины трещит по швам. Любая мелкая неприятность их повседневной жизни – удар по их отношениям. Они обращаются за консультацией, в попытке вылечить инфекцию, которая разрывает их на части.



ПРОГРАММА ТВОРЧЕСКИХ ВСТРЕЧ

ТВОРЧЕСКАЯ ВСТРЕЧА С АНАТОЛИЕМ ВАСИЛЬЕВЫМ

Анатолий Васильев - одна из самых легендарных и в то же время противоречивых фигур российского театра. Уроженец Ростова-на-Дону, после окончания ГИТИСа Васильев работал во МХАТе с Олегом Ефремовым, но широкую известность и признание приобрел в театре Станиславского спектаклем по пьесе Виктора Славкина "Взрослая дочь молодого человека".

В 1982 году поступил в Театр на Таганке, где успел застать последние перед эмиграцией годы работы Юрия Любимова. Там же поставил еще один свой знаменитый спектакль - "Серсо" по пьесе того же Славкина.

В перестроечном 1987 году Васильев сумел создать собственный театр - "Школа драматического искусства". Концепцию театра он определял формулой "Лаборатория - Школа - Театр". В отличие от репертуарного театра, эта концепция сосредоточена на поисках и исследованиях, возможности постоянно экспериментировать.



ТВОРЧЕСКАЯ ВСТРЕЧА С АЛЕКСАНДРОМ КОТТОМ

Александр Котт родился 22 февраля 1973 года в Москве. После окончания школы работал фотографом. Первая работа в кино так и называлась - "Фотограф" (1997). Эта короткометражная лента сразу же получила признание на международных кинофестивалях. В 1997 году окончил курс Анджея Вайды в Кракове. В 2000 году окончил ВГИК, мастерская Владимира Хотиненко. Следующей работой стала еще одна короткометражная лента "Пугало" (2000), снятая при участии Кинокомпании СТВ. Руководит режиссерской мастерской во ВГИКе.

«Золотой орел» и «Ника» за фильмы «Брестская крепость», «Ехали два шофера» и приз Берлинского кинофестиваля за фильм «Пугало».

ТВОРЧЕСКАЯ ВСТРЕЧА С АЛЕКСЕЕМ СМИРНОВЫМ

Алексей Смирнов родился в творческой семье. Его отец - режиссер, актер Андрей Смирнов, мать - актриса Елена Прудникова-Смирнова. В 2015 году юноша окончил режиссерский факультет ВГИКа (мастерская Сергея Соловьева). Роль Гриши Колокольцева в фильме «История одного назначения» — актерский дебют Алексея.



МАСТЕР-КЛАСС АНДРЕЯ СИЛЬВЕРСТОВА



Андрей Сильвестров окончил РГГУ и Мастерскую индивидуальной режиссуры Бориса Юхананова. Автор многочисленных кино- и видео проектов, участвовавших в фестивалях в Нью-Йорке, Москве, Санкт-Петербурге, Эдинбурге, Вене, Граце, Брюсселе, Мюнхене. Среди театральных работ — видеодекорации для опер «Снегурочка» и «Мазепа» в Большом театре (постановка Роберта Стуруа) и видеопроекция для музыкального проекта «Страсти по Матфею-2000».

Андрей расскажет про свой многолетний кураторский проект "Мастерская коллективного кино", в основе которого лежит идея сотрудничества и сотворчества участников. С 2019 года мастерская работает в Москве над реализацией совместного с фондом V-A-C проекта «Сны на районе».





КУЛЬТУРНО-МАССОВОЕ МЕРОПРИЯТИЕ




ПРОГРАММА «В ФОКУСЕ ПАЛЕХ»

Специальный показ фильма «Палех» (2019), встреча с автором и режиссером Александром Абрамовым и командой создателей фильма.

После фильма пройдет большой сольный концерт группы СЕЙФ. Новая космическая программа, новый видео-арт, пластинки. Сопровождать старые и новые треки палехской группы будет новый уникальный видео-арт. Это подборка кадров из документальных и художественных фильмов, посвященных покорению космоса.












Елена Раскатова, Мария Миловзорова: Звучащий текст как отражение «реальностей» творческого мира А. Тарковского (Архив А.А. Тарковского, Юрьевец).

Объектом изучения стали аудиоматериалы, которые являются частью коллекции документов «Архив А.А. Тарковского» (Музеи города Юрьевца). В основном, это – записанные О.Е. Сурковой интервью с А.А. Тарковским о его творчестве, часть которых была опубликована в книге «С Тарковским о Тарковском» (2005). Кроме самостоятельного значения неопубликованных фрагментов, большой интерес представляют именно фонодокументы, поскольку они сохраняют специфические характеристики ситуации произнесения текста, такие как интонация, смысловые и эмоциональные акценты, темп, паузы и др.; параллельные звуковые ряды и шумы, формирующие контекст слышимого; ремарки, реплики, рефрены, не имеющие прямого отношения к содержанию диалога, и т.д. Обращение к «звучащим текстам» в полном объеме, без купюр, позволяет более глубоко анализировать различные аспекты творчества Тарковского – от понимания субъективных авторских акцентов в восприятии содержания того или иного фильма до соотнесения метафизических смыслов творчества с размышлениями режиссера о цивилизации; от оценки роли политического контекста в формировании позиции у художника до осмысления бытовых ситуаций как смыслообразующих факторов творчества.

Раскатова Елена Михайловна – доктор исторических наук, профессор кафедры истории и культурологии Ивановского государственного химико-технологического университета, соруководитель «Научно-исследовательского и проектного центра А.А. Тарковского; автор научных статей и участник научных конференций по творчеству А.А. Тарковского в рамках Международного кинофестиваля им. Андрея Тарковского «Зеркало». Автор более 200 научных работ, в том числе трех монографий («Советская власть и художественная интеллигенция: логика конфликта», 2009 и др.).

Миловзорова Мария Алексеевна – кандидат филологических наук, доцент; зав. кафедрой истории и культурологии Ивановского государственного химико-технологического университета, соруководитель «Научно-исследовательского и проектного центра А.А. Тарковского»; автор научных статей и участник научных конференций по творчеству А.А. Тарковского в рамках Международного кинофестиваля им. Андрея Тарковского «Зеркало». Автор более 70 научных работ.

Игорь Вдовенко: «Сталкер» как источник (к постановке вопроса «Тарковский и театр»).

Поэтика фильмов Тарковского обычно рассматривается киноведами как специфически кинематографическое явление. То же самое относится и к актерскому существованию (существование актера в фильмах Тарковского противопоставляется театральному), и к языку (воспринимаемому именно как кино-язык). Влияние Тарковского на другие роды и виды искусства обсуждается лишь в контексте неких общих идей, разговора о ценностях и смыслах, но никак не в контексте конкретного анализа конкретных явлений. Однако если мы обратимся к реальности, то увидим, что именно на территории театра такой разговор более чем уместен. Ведь именно там с завидной регулярностью появляются ремейки и сиквелы «Сталкера». Не говоря уже о провозглашении неких «общих принципов», почерпнутых в этом конкретном фильме, в качестве театрообразующих (Театр это Зона, каждый спектакль это попытка пройти через Зону в Комнату, и т.д.). Конечно, здесь, в первую очередь, стоит учитывать специфический контекст: Тарковский это своего рода религия, его фильмы – предметы культа. А подлинное служение, как известно, способно перешагнуть любые границы. Но что именно переносится через эти границы? Что остается от фильма?

Игорь Вдовенко – театровед, культуролог, кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник Сектора актуальных проблем современной художественной культуры РИИИ.

Анна Глазова: Пространство другой коммуникации

Часто определяемые как научная фантастика, «Сталкер» и «Солярис» основаны на литературных произведениях и следуют им в сюжете и, главное, в организации пространства. Однако они радикально отличаются в том исходе, которым оканчивается коммуникация с внеземным. Станислав Лем, как известно из биографических свидетельств, был крайне недоволен концовкой «Соляриса» в интерпретации Тарковского. Главным образом, его недовольство вызвало появление «острова» в мыслящем океане, на котором герой переживает возвращение в родительский дом и в детство. Лем понимал свой роман как нарратив о провале коммуникации с инопланетным разумом; Тарковский же рассказывает о коммуникации состоявшейся, хоть и не в смысле обмена информацией или знанием. При этом коммуникация осуществляется при помощи сотворения общего пространства для человека и внечеловеческого: острова. И эту же логику можно найти в «Сталкере»: тогда как у Стругацких герои ищут взаимодействия с предметом («золотым шаром»), Тарковский помещает в «Зону» особое пространство, «комнату», в которой и происходит коммуникация с иным – иным, структурирующим саму среду, в которой движется зрение сквозь камеру.

Анна Глазова – исследователь в области сравнительной литературы и критической теории, окончила аспирантуру Северо-западного университета (США). Переводит прозу и поэзию с немецкого и английского. Автор пяти стихотворных сборников.

Клаус Лезер: «Сталкер» – до и после. О восприятии фильма Тарковского в Восточной и Западной Германии.

1 мая 1981 года «Сталкер» Тарковского вышел на экраны Восточной Германии. Спустя два года после премьеры в СССР слухи о выдающейся ленте Тарковского достигли заинтересованной аудитории, а его предыдущие фильмы («Иваново детство», «Андрей Рублев» и «Солярис») остались в памяти как замечательные произведения («Зеркало» было показано лишь осенью 1989 года). Несмотря на то, что «Сталкер» был официально выпущен в прокат, администрации кинотеатров пытались скрыть фильм от публики. Ленту демонстрировали на нескольких сеансах в небольших кинотеатрах, что, впрочем, не помешало ему за короткое время превратится в в синефильскую редкость. Ни для кого не было секретом, что «Сталкер» – нечто особенное, то, чего вы раньше не видели. Фильм оказался событием в интеллектуальных кругах, повлияв на литературу, живопись и кинематограф Восточной Германии, в нем видели эстетический, этический и философский барометр художественного творчества. Ситуация в Западной Германии была совершенно иной. «Сталкер» вышел единственной копией, которая распространялась «Freunde der deutschen Kinemathek» в самых известных кинотеатрах и киноклубах Берлина, Франкфурта-на-Майне, Мюнхена и т.д. Несмотря на очевидную важность фильма, и пресса, и публика в большей степени интересовались стилем и кинематографическим языком, нежели философией автора. Спустя 30 лет после объединения страны интересно поговорить о различии в восприятии фильма жителями двух Германий. Лекция представит обзор исторического бэкграунда, примеры влияния Тарковского на немецких художников прошлого и настоящего.

Д-р Клаус Лезер – кинокритик, куратор и историк. Ведущий еженедельной колонки в «Berliner Zeitung», автор статей и книг об экспериментальном и независимом кино, а также кинематографе бывшего Восточного блока. Член ФИПРЕССИ.

Роберт Бёрд: Андрей Тарковский и советское воображаемое.

Невзирая на его исключительное место в советском кино и в советской культуре в целом, от начала до конца своего творческого пути Андрей Тарковский был глубоко погружен в стихию советской культуры. Фильм «Зеркало» всецело посвящен взаимообусловленности общественного воображаемого и становления индивидуального воображения художника. Но фильмы Тарковского не только представляют собой своего рода путеводитель по «советскому воображаемому»; в наше время творчество Тарковского стало одним из основных источников воображаемой нами советской истории.

Роберт Бёрд — профессор Чикагского университета. Специализируется на истории и теории русской литературы и кинематографе ХХ века. Автор книг о Ф.М. Достоевском и символисте Вяч. Иванове, о фильмах Андрея Тарковского («Андрей Рублев», «Андрей Тарковский: Стихии кино»), статей об Александре Сокурове, эстетике киностудии «Ленфильм» и о видеоработах Ольги Чернышевой.

Дмитрий Пиликин: Образы Будущего из прошлого: Андрей Тарковский и утопическая фантастика.

Исследования утопического жанра в литературоведении традиционно включают оценку литературных достоинств и недостатков этого жанра. А.М. Эткинд – британский и американский культуролог и литературовед, – а за ним и многие российские исследователи специфической чертой русской утопии называют «Тутопию» – достижение идеального состояния общества не через социальные, а моральные преобразования и охранительные антипрогрессистские идеалы. Определяя свое отношение к «Солярису», Тарковский так отзывался о своей картине: «Главный смысл фильма я вижу в его нравственной проблематике. Проникновение в сокровенные тайны природы должно находиться в неразрывной связи с прогрессом нравственным. Сделав шаг на новую ступень познания, необходимо другую ногу поставить на новую нравственную ступень. Я хотел доказать своей картиной, что проблема нравственной стойкости, нравственной чистоты пронизывает все наше существование, проявляясь даже в таких областях, которые на первый взгляд не связаны с моралью, например, таких как проникновение в космос, изучение объективного мира и так далее». Как известно, автор романа Станислав Лем негативно воспринял работу Тарковского: «Тарковский в фильме хотел показать, что космос очень противен и неприятен, а вот на Земле — прекрасно. Я-то писал и думал совсем наоборот. Он снял совсем не "Солярис", а "Преступление и наказание"…». Мы не знаем, каким образом изменилось бы отношение Тарковского к образу Будущего, доживи он до нашего времени. Но зато знаем, как переосмыслил свое отношение к прогнозам Станислав Лем, написавший по этому поводу толстый том «Сумма технологии», который подвел итог классической эпохе исследования Будущего.

Дмитрий Пиликин – художник, арт-критик, историк искусства, куратор многочисленных художественных проектов и выставок, в том числе «Russia fly by», «HangART-7» (Salzburg), «ArtBatFest» (Алма-Ата), художественно-урбанистического проекта «Waterfront» и др.

Олег Горяинов: (Вернется ли) вера в мир средствами кино? Тарковский, Тарр и Делез — между ловушкой Трансцендентности и вызовом Внешнего.

Общим местом является прочтение работ Тарковского в качестве осмысления религиозного опыта посредством кино. Однако вопрос «как подобный опыт связан со статусом реальности окружающей действительности?» остается преимущественно на периферии. «Каким образом кино возвращает нам веру в мир?» — таков ключевой вопрос для послевоенного модернистского кинематографа согласно анализу Жиля Делеза в работе «Образ-время». Решение этой проблемы французский философ осуществляет на материале крупнейших фигур кино-модернизма (Уэллс, Роб-Грийе, Рене, Дюрас). Однако примечательно, что выход к теологической проблематике у Делеза опирается преимущественно на материалистических и(ли) атеистических режиссёров. В результате чего статус утверждения «вера в мир», которое противопоставляется довоенной установке на производство «иллюзий мира», в работе «Кино» сохраняет двусмысленность и открытость для некритичных прочтений. В докладе на материале сравнительного анализа работ Тарковского и Тарра, двух фигур, метод работы которых порой чересчур смело сближается (например, якобы обоюдная «тоска по духовным ценностям» у А.Б. Ковача), и, опираясь на теоретический инструментарий, предложенный в «Образе-времени» Делёза, будет предпринята попытка прояснения вопроса о статусе реальности кино-образа и ловушках, связанных с эффектами метафизики, мистики и религиозного опыта.Олег Горяинов — философ, исследователь теории и истории кино, главный научный сотрудник Музея Эльдара Рязанова (Самара). Член редколлегии интернет-журнала об авторском кино «Cineticle». Автор статей по истории, теории и философии кино.

Виктория Смирнова-Майзель: Тарковский и парадоксы модернизма.

Живопись в картинах Тарковского, как правило, не претерпевает метаморфозы и выглядит не символом, а цитатой. Или, еще точнее, индексом конкретной картины, за которой стоит определенный тип чувствования, культуры. Такое существование картины не входит в противоречие с теоретическими положениями автора, утверждавшего кино как абсолютно отдельный язык, не сводимый ни к театру, ни к живописи, ни к литературе. Напротив, оно дает возможность понять положения Тарковского буквально. Собственно, кинематограф для него всегда был в большей степени транспортом, нежели целью, в меньшей степени искусством как отдельной областью, в большей степенью искусством как способом трансценденции. Речь здесь идет не только о принадлежности к традиции трансцендентного кинематографа, к которой относятся Одзу, Дрейер или Брессон, но о принадлежности к модернистскому типу культуры, который изначально отмечен двусмысленностью. Последняя выражается не только в идее тотального произведения, но — что более важно — в упразднении ценности артефакта, началом традиции, для которой идеи, интрига, авторское остроумие значат ничуть не меньше, чем почерк, индивидуальный стиль и пр. В некотором смысле, все современное искусство пронизано идеей искусства как трансцендентного, как поступка, стирающего границу между условным и реальным. Именно в этом смысле Тарковский может быть близок к Кандинскому или Дюшану.

Виктория Смирнова-Майзель — кино и арт-критик, кандидат искусствоведения, доцент кафедры драматургии и киноведения Санкт-Петербургского государственного университета кино и телевидения. Автор многочисленных статей по истории и теории кино.

Конференция поводится на русском и английском языках. Предусмотрен синхронный перевод.