КОНКУРС
Международная конкурсная программа /
куратор Андрей Плахов
Современное авторское кино многообразно и не сводится к тем представлениям, которые были верны для середины или даже для конца прошлого века. Мировой кинематограф прошел через этап постмодернизма, смешавший все прежние модели, жанры, структуры и стили, причем происходило это по-разному в разных культурах. Долгое время культ автора в кино считался сугубо европейским явлением. Сейчас мы наблюдаем расцвет авторского кинотворчества на всех континентах. Конечно, наша небольшая конкурсная программа представляет только небольшую часть того, что заслуживает внимания, но собрана она с мыслью о репрезентативном разнообразии.

Когда мы рядом, в одной программе, смотрим иранский и израильский фильмы, это уже создает метасюжет, возвышающийся как над политическими и культурными стереотипами, так и над узкой концепцией «артхаусного» кино. В одном конкурсе участвуют, соревнуясь между собой, грузинская притча и китайский гротеск, российская анимация на немецком материале, турецкая антиутопия и сербское фэнтези, скандинавская эпическая драма и балканская антивоенная трагикомедия.

В мире, где доминирует коммерческое кино, авторское начало находит новые способы проявить себя, оно меняет форму и мутирует, но продолжает жить. И очень во многих случаях мы наблюдаем связь между поисками сегодняшних кинематографистов с традицией Андрея Тарковского. В турецком «Зерне» усматриваем парафраз «Сталкера». В российской «Гофманиаде» — перекличку с неосуществленным проектом «Гофманианы» Тарковского. Но речь не идет о подражаниях и заимствованиях — только о духовных импульсах, которые продолжают питать авторское кино XXI века.
Андрей Плахов

Андрей Плахов
Окончил Львовский университет (мехмат) и ВГИК. Кандидат искусствоведения, диссертация «История и миф в творчестве Лукино Висконти». Обозреватель газеты «Коммерсантъ». Работал и возглавлял отборочные комиссии ММКФ и других российских фестивалей, был членом жюри фестивалей в Сан-Себастьяне, Токио, Берлине, Карловых Варах, Венеции. Был секретарем правления Союза кинематографистов, председателем конфликтной комиссии, снявшей с «полки» более 250 фильмов (1986–1990). Президент ФИПРЕССИ (2006–2010), в настоящее время — почетный президент ФИПРЕССИ (Международной Федерации кинопрессы). Кавалер ордена Франции «Литература и искусство». Лауреат премии «Ника» и нескольких премий Гильдии киноведов и кинокритиков. Автор многих статей и книг о современном кино – о режиссерах, актерах, о фестивальной и культурной политике.