Зеркало
Лекторий и книжный шатер «Картина мира»
Адрес книжного шатра и лектория: На берегу Уводи, перед гостиницей “Союз”, Шереметьевский проспект 47

На юбилейном XXV МКФ им. Андрея Тарковского «Зеркало» — расширенная публичная программа. Гостей и участников фестиваля, а также жителей Ивановской области 28 и 29 августа с 10 до 21 часов ждет книжный шатер и лекторий на берегу Уводи, где все желающие смогут купить новинки и бестселлеры ведущих российских издательств. Книжная ярмарка состоит на четыре тематические зоны: художественная и нон-фикшн литература, книги для детей и подростков и редкие издания о кино. В Иваново бестселлеры и новинки привезут постоянный партнер кинофестиваля «Зеркало», петербургский независимый книжный проект «Порядок слов», издательства «Самокат», «Компас гид», «Бумкнига», «Ад Маргинем», «Индивидуум», «Альпина», «НЛО», «Редакция Елены Шубиной», «Corpus», «Фантом пресс» и «Inspiria».

Тема фестиваля «Зеркало» в этом году – «Сказка как документ». Программа лектория также выстроена вокруг темы фестиваля. Каждый день работы книжного шатра начнется с мастер-класса ведущего детского издательства «Самокат». В программе лектория - презентация книги “Она отвалилась.Как и почему закончился социализм в Восточной Европе”, встреча с главным редактором журнала “Домашний очаг” Натальей Родиковой, которая расскажет о воспитании детей. Антрополог Анна Кирзюк, автор интеллектуального бестселлера последних лет “Опасные советские вещи”, прочтет лекцию о страхах советского человека. В рамках лектория пройдет презентация автобиографической документальной сказки куратора и писателя Сергея Сдобнова «Не вижу текста», поэтический вечер писателя и драматурга Дмитрия Данилова и лекция киноведа Марии Виноградовой, которая расскажет о феномене любительского кино в Советском союзе. Закончится книжный уикенд паблик-током, в котором примут участие создатели двух важнейших журналов о кино: главный редактор журнала «Сеанс» Василий Степанов поговорит с режиссером и издателем немецкого журнала о кино «Revolver» Саскией Валькер — они обсудят «женский» номер журнала «Сеанс», а модератором выступит генеральный продюсер Зеркала Константин Шавловский.

Куратор жюри молодых критиков, книжного шатра и лектория «Картина мира» — Сергей Сдобнов

РАСПИСАНИЕ И ПРОГРАММА ЛЕКТОРИЯ


28 АВГУСТА, суббота


12-00
«Большое и Доброе Волшебство»: превращаемся в великанов и творим чудесные сны - мастер-класс для детей и родителей от издательства “Самокат для всех желающих от 4 до 99 лет.


Приглашаем вас на мастер-класс с удивительными превращениями и колдовством. Каждый участник станет на час Большим и Добрым Великаном из одноименной истории сказочника №1 в мире Роальда Даля и фильма Стивена Спилберга. В этом нам помогут знаменитые уши БДВ.

Дружная компания волшебников отправится на охоту за снами, которые исполнят наши самые заветные желания. Нам помогут старые журналы, газеты, цветная бумага и фантазия.

15 - 00
Презентация книги «Она отвалилась. Как и почему закончился социализм в Восточной Европе» с Егором Сенниковым. Модератор - Сергей Сдобнов


Дмитрий Окрест и Егор Сенников — авторы книги “Они отвалились. Как и почему закончился социализм в Восточной Европе”. В своем исследовании они пытались понять, насколько жизнь в республиках отличалась от советского быта: чем запомнились чешские люстрации, румынские кроссовки, чехословацкие мультфильмы, ксенофобия в ГДР и многое другое. На презентации Книги Егор Сенников расскажет о том, как появилась эта книга и о том, почему причины крушения социализма в Восточной Европе так много значат для нас в России спустя три десятилетия.

17-00
Лекция Анны Кирзюк “Опасные советские вещи: от отравленной колбасы до красной пленки”
Советское общество было закрыто от остального мира «железным занавесом», однако, слухи и легенды иногда были удивительно похожи на слухи, которыми люди обменивались в Европе или в США. Особенно это касается слухов о разных продуктах: если в капиталистических странах потребители рассказывали про крысиный хвост, найденный в ланч-боксе KFC или в банке с кока-колой, то советские люди говорили про тот же крысиный хвост в колбасе. Однако, в Советском Союзе существовали легенды, которые не были известны жителям капиталистических стран – например, легенда о существовании «красной пленки», которая будто бы позволяет фотографировать одетых людей так, чтобы на снимках они получались обнаженными. Можно было бы подумать, что источником этой легенды были эротические фантазии советских подростков – однако истории о чудесном устройстве, позволяющем видеть сквозь одежду, на самом деле происходили из вполне взрослых страхов перед государством и его способностью вторгаться в частное пространство граждан.

19 - 00
Поэтический вечер писателя Дмитрия Данилова

Лауреат премии «Золотая маска» (2018, номинация «За лучшую работу драматурга»), финалист премии «Большая книга» драматург, писатель и поэт Дмитрий Данилов прочитает для гостей лектория подборку своих стихотворений и ответит на вопросы зрителей. Спектакли по пьесам Дмитрия Данилова идут более чем в шестидесяти российских и зарубежных театрах. В 2020 году по пьесе «Человек из Подольска» Семен Серзин снял одноименный полнометражный фильм, который можно будет увидеть в программе “Зеркала” в этом году.


29 АВГУСТА, воскресенье

12 - 00
«Большое и Доброе Волшебство»: превращаемся в великанов и творим чудесные сны - мастер-класс для детей и родителей от издательства “Самокат для всех желающих от 4 до 99 лет (повтор, см. выше)

14 - 00
Презентация автобиографической документальной сказки Сергея Сдобнова «Не вижу текста». Модератор - Егор Сенников.


Автофикшн, написанный Сергеем Сдобновым во время карантина. В 2007 году он резко, за несколько дней, почти полностью потерял зрение: не мог читать, не видел букв, не помогали операции или очки. Смотреть кино, играть в футбол, водить машину – все это было невозможно. Три года Сергей пытался вернуть зрение и понять, почему оно пропало, теперь он может работать и жить почти так же, как и все остальные. “В этой книге я рассказываю о том, как потерял зрение, что чувствует человек, который не может делать ничего из привычных дел, как лечился – от походов к бабкам-целительницам до применения электричества и уколов яйцом, – говорит Сергей. – Часть книги - воспоминания моих друзей и близких, учителей, родственников и знакомых, которые со стороны рассказывают, каким я был в то время и сейчас. Для меня эта книга — про изменение отношения к нормальности в обществе”.


15-30
“Как не сойти с ума, имея троих детей, работу в журнале и себя-саму - холерика” - встреча с главным редактором журнала “Домашний очаг” Натальей Родиковой


“Все 16 лет своего материнства я каждый день чувствую, как балансирую на маленьком бревнышке посреди океана. Иногда светит солнце, бревно сухое, ты уверенно держишься на ногах, обнимаешь любимых детей и все отлично. А через секунду - гром, молнии, шторм, и вы еле стоите на это бревне, мокрые, несчастные, и немножко друг друга ненавидите. Свой рецепт "не сойти с ума" и чувствовать себя достаточно хорошей матерью я выработала совсем недавно. Говорю себе: я стараюсь и делаю что могу, а идеальной я все равно никогда не буду. Конечно, все это очень красивые метафоры, а есть реальная повседневная жизнь, и в ней справляться мне помогала бабушка, которая фактически вырастила моих детей, мои родители, которые были рядом в самое нужное время. Отец детей всегда был из лучшим отцом - даже не представляю, как справляются одинокие мамы, и дело здесь не в количестве детей. И все равно мне было и бывает тяжело, и я максимально далека от мысли пропагандировать материнство, в котором ты все совмещаешь и при этом все успеваешь. Нет, успеваешь не все. Но кое-что получается”, — рассказывает Наталья.

17-00 - 18-30
Паблик-ток главного редактора журнала “Сеанс” Василия Степанова и режиссера и основательницы Revolver Саскии Валькер. Модератор - Константин Шавловский

В новом «женском номере» Сеанса представлены материалы о десяти героинях: от Нормы Ширер до Жужи Добрашкус, от Кэтрин Бигелоу до Майи Дерен, от Марты Месарош до Ванды Якубовской. Невидимка — главный феминитив номера. Невидимый автор Элейн Мэй, которая, как утверждает Джонатан Розенбаум, в своем кино очень любила играть в прятки. О призрачном почерке Эдит Карлмар пишет Ксения Рождественская. О незримых и каких-то неприкаянных — но, может, именно потому свободных — героинях ранней Марты Месарош рассказывает Вероника Хлебникова. Из-за спины изобретателя «техниколора» Герберта Кальмуса выглядывает истинная повелительница цвета Натали Кальмус. Ускользает от противников и союзников Вера Хитилова. Ева Ионеско смотрит в объектив – и видит там призраки адского пламени. Женщины-невидимки бродят по опустевшим коридорам «Ленфильма», это героини спектакля «Билет в кино»: название будто намекает на цену, которую приходится заплатить той, что желает прожить жизнь подле экрана. Кто они, эти незримые участницы кинопроцесса? Ассистенты, редакторы, монтажеры. Главный редактор “Сеанса” Василий Степанов и режиссер и основательница журнала Revolver обсудят вместе со зрителями феномен женского взгляда и женского опыта в кинематографе.


18-30 - 19-30

Параллельные истории: любительское кино в СССР. Лекция киноведа Марии Виноградовой
Есть фильмы, которые мгновенно становятся сенсацией, а впоследствии легендой. Есть другие, которые исчезают, не дойдя до широкого зрителя – запертые на полке цензором, погибшие в пожаре, или просто оставленные своими создателями до их выхода на большой экран. А есть такие, которые обретают вторую жизнь десятилетия спустя. К последним часто относятся любительские фильмы. О том, что значат для нас любительские фильмы из прошлого в эпоху цифрового видео, мы поговорим на этой лекции. Основной упор будет сделан на историю советского кинолюбительства, его расцвет в 1960-е и 70-е, падение в 90-е, а также взгляд на сохранившиеся фильмы из сегодняшнего дня с позиций историков, киноведов, архивистов и художников.


Лекторы

Василий Степанов
Родился в 1981 г. в Ленинграде.
В 2003 г. окончил филологический факультет СПбГУ (финно-угорское отделение). В 2003–2005 гг. — редактор рубрики «кино» в журнале «Календарь». В 2005–2006 гг. — заместитель главного редактора журнала «Time Out Петербург», редактор отдела анонсов и корреспондент Пятого канала. С 2006 г. — заместитель главного редактора журнала «Сеанс». Публиковался в изданиях Openspace.ru и Colta.ru, «Афиша», «Кинопоиск», «Коммерсант-Weekend» и многих других. Лауреат Премии им. М. Левитина Гильдии киноведов и кинокритиков России (2007). С 2020 года — главный редактор журнала «Сеанс».

Сергей Сдобнов
Куратор публичной программы кинотеатра «Пионер» с 2018 года, в рамках которой провел около 150 встреч с известными писателями, режиссерами, художниками и другими деятелями культуры. Среди гостей программы — Андрей Звягинцев, Людмила Улицкая, Андрей Макаревич и многие другие. Куратор публичной программы «Картина мира» на МКФ им. Андрея Тарковского «Зеркало» и кинопрограммы Красноярской ярмарки книжный культуры (КРЯКК). Автор книги стихотворений «Белое сердце» (2015), документального аудиосериала и книги о потере зрения «Не вижу текста» (2021). Автор telegram-канала об аудиокнигах «Уши горят» и канала о современной литературе и культуре «Мрачное обозрение», статей о современной культуре для различных медиа: Афиша Daily, «Горький», Storytel, «Такие Дела» и др.


Дмитрий Данилов
Писатель, поэт, драматург. Родился (1969) и живет в Москве. Автор восьми книг прозы, пяти книг стихов, пяти пьес, оперного либретто. Тексты переводились на английский, французский, итальянский, нидерландский, немецкий, польский, китайский, венгерский, сербский, литовский, болгарский, македонский, татарский языки, публиковались в США, Европе, Китае. Лауреат премии Андрея Белого (2019, номинация «Проза»), премии «Золотая маска» (2018, номинация «За лучшую работу драматурга»), конкурсов драматургии «Ремарка» (2017) и «Кульминация» (2017) за пьесу «Человек из Подольска», конкурсов драматургии «Исходное событие – XXI век» (2018) и «Действующие лица» (2018) за пьесу «Свидетельские показания». Дважды (2011 и 2013) финалист премии «Большая книга». Спектакли по пьесам Дмитрия Данилова идут более чем в шестидесяти российских и зарубежных театрах. В 2020 г. по пьесе «Человек из Подольска» был снят одноименный полнометражный фильм, режиссер – Семен Серзин.


Мария Виноградова
Историк кино и аудиовизуальных медиа, специализируется на изучении любительских, научно-популярных и экспериментальных фильмов советского периода. При поддержке гранта от Американского совета ученых сообществ (ACLS) работает над книгой “‘На общественных рельсах’: История любительского кино в СССР.” Преподает историю, теорию и методологию исследований кино в Пратт Институте и Бруклин Колледже (Нью-Йорк).



Наталья Родикова

Мама троих детей, один из детей – приемный. 16 лет назад, после рождения сына, стала волонтером в домах ребенка, затем – приемной мамой. Все эти годы Наталья Родикова вела просветительскую деятельность по теме сиротства. Как журналист особенное внимание уделяла социальной тематике: в 2013 году на телеканале «Мать и дитя» запустила ток-шоу «Гражданин родитель». В 2015 году Наталья стала главным редактором журнала «Домашний Очаг» и его сайта с многомиллионной женской аудиторией. В этой должности Наталья последовательно отстаивает права женщин, инициирует статьи на тему безопасности детей и женщин, женской самореализации. С 2015 года она – руководитель премии «Время женщин», первой на глянцевом рынке премии для женщин, чьи дела становятся вдохновляющим примером для других. За проект, посвященный проблеме домашнего насилия, Наталья Родикова получила звание лауреата в номинации «Устойчивое развитие и социальная ответственность медиа» Национальной премии «Медиа-Менеджер России».

Александра Боканча

Александра Боканча (род. 1998) окончила киноведческую мастерскую О. Ковалова (2021 год), параллельно завершила обучение во Французском колледже при СПбГУ по специальности "История".В 2019 году выиграла стипендию Союза кинематографистов на реализацию корткометражного документального фильма.​ Лауреат французской правительственной стипедии, полученной на обучение в Магистратуре во Франции (2021 год). На данный момент поступила в магистратуру в Париж 1 Сорбонна на специальность "История кино". Публиковалась в журналах "Искусство кино", "Cineticle".​ Круг исследовательских интересов : франко-советские отношения в области кинематографии, творчество Криса Маркера и Александра Медведкина, французское документальное кино 60-х годов.

Анна Кирзюк
 кандидат философских наук, социальный антрополог и фольклорист, один из авторов книги «Опасные советские вещи: городские легенды и страхи в СССР».

Тимур Алиев
Кинокритик, главный редактор журнала CinemaFlood, редактор онлайн-кинотеатра KION. Автор изданий "Киноафиша", "КиноТВ" и "КиноПоиск", а также журналов "Искусство кино" и "Сеанс".

Алиса Насртдинова –– киноархивистка, исследовательница, заместитель руководителя отдела биофильмографии и международных связей​ в Госфильмофонде России.

Егор Сенников
Родился в 1993 году в Санкт-Петербурге. Выпускник бывших общеобразовательных классов Академической Гимназии СПбГУ. Окончил бакалавриат Высшей Школы Экономики в Санкт-Петербурге (отделение прикладной политологии), затем окончил магистратуры в Москве (ВШЭ, «Политика. Экономика. Философия») и в Будапеште (Центрально-Европейский Университет, Political science). В 2012-2015 годах – сотрудник редакции общественно-политического журнала «Город 812», с 2014 года – постоянный автор интернет-издания «Кашин», в 2018 году — редактор журнала «Сеанс», В 2019 — 2020 годах— редактор самиздата ​ "Батенька, да вы трансформер". С 2020 года - директор по спецпроектам кинотеатра Пионер. Сотрудничает с такими изданиями как GQ, Искусство кино, Кинопоиск, Мел, Colta.ru, Esquire, The Village, Republic, The New Times, Батенька, да вы трансформер, ​ Открытая Россия, Горький. Номинант профессионального конкурса журналистов «Золотое перо» (2014). Автор и создатель подкаста "Синий бархат", создатель телеграм-канала Stuff and Docs и соавтор телеграм-канала о кино "Сьерамадре". Автор книг "Великие авантюры эпохи", "Они отвалились: как закончился социализм в Восточной Европе" (совместно с Дмитрием Окрестом), "Король говорит: 50 киноречей о политике" (электронное издание).
Адрес книжного шатра и лектория: На берегу Уводи, перед гостиницей “Союз”, Шереметьевский проспект 47