Зеркало
Расписание лектория

15 июня. Public Talk. Денис Горелов — Игорь Гулин. «Как смотреть советское кино?»
Модератор: Константин Шавловский

16 июня. Лекция антрополога Ильи Утехина «Камера и взгляд этнографа»

17 июня. Лекция фольклориста Светланы Адоньевой «История, в которой нас нет»

19 июня. Лекция философа Артемия Магуна «Исторический смысл перестройки и трансформации 1990-х в СССР и России — основные подходы и вопросы»

20 июня. Лекция поэта Александра Скидана «Как ориентироваться в новой\социальной поэзии?»
Лекторий «Картина мира»

Мы живем в мире, где постоянное самообразование постепенно становится основой, без которой понимание между людьми даже одной культуры — невозможно. Вряд ли удастся успеть за быстро убегающей от нас реальностью, но можно привыкнуть к тому, что меняться — нормально, а обновленное знание о себе и мире делает нас живыми.

В этом году лекторий «Картина мира», в рамках которого состоятся выступления ведущих ученых и культурных деятелей о современном состоянии науки и культуры, открывает дискуссия кинокритика Дениса Горелова и культурного обозревателя «Коммерсантъ-Weekend» Игоря Гулина о совсем недавнем прошлом — влиянии советского кинематографа на зрителей в СССР. На следующий день антрополог Илья Утехин расскажет, как устроена работа этнографа и что происходит, когда мы видим мир через объектив камеры. Третья лекция — выступление фольклориста Светланы Адоньевой, посвященное тому, как меняется отношение общества к истории как памяти и как идеологии. Философ Оксана Тимофеева познакомит слушателей с новым поворотом в философии и антропологии — постгуманизмом, разделением жизненного опыта на человеческий и нечеловеческий, а также отметит, как изменилось положение человечества на планете Земля. Закроет фестивальный лекторий выступление поэта и переводчика Александра Скидана, который расскажет о том, что такое социальная поэзия, и как современные стихотворения связаны с советской неподцензурной литературой 1950–1980-х.

Лекторий открыт для всех гостей и зрителей фестиваля с любым уровнем подготовки, но также помогает участникам фестивальных кампусов разобраться с тем, что нам сегодня известно о человеке и обществе. «Билет» на каждое выступление — это интеллектуальное любопытство и готовность узнать, как нас меняют общества, культуры, технологии, среди которых проходит жизнь современного человека.

Расписание и описание лекций

15 июня. Public Talk. Денис Горелов — Игорь Гулин «Как смотреть советское кино?»

Лекторий открывается публичной дискуссией кинокритика Дениса Горелова и литературного обозревателя «Коммерсантъ-Weekend» Игоря Гулина о том, как кино и жизнь в СССР влияли друг на друга, и чем интересен кинематограф последних десятилетий СССР.

Игорь Гулин считает, что «для среднего интеллигентного зрителя позднесоветские фильмы делятся на три группы: шедевры авторского кино (Тарковский, Герман, Муратова), хиты масскульта (Гайдай, Рязанов, "Семнадцать мгновений весны") и все остальное». По мнению критика, это может быть кино «странное, раздражающее, но иногда и манящее, немного ломающее наши зрительские навыки. Границы между тремя областями плавают, но само их существование не вызывает сомнений». Игорь Гулин говорит: «Меня интересует именно эта третья область: кино иного социально-эстетического порядка, а в нем — жанры, что часто считаются "официозными" — производственные драмы, историко-революционные фильмы — жанры, в которых ставится вопрос о самом существовании "советского мира", смысле его истории, о памяти и надежде. Состояние застойного кинематографа часто описывают как кризис — кризис киноязыка, воспроизводящий кризис политики и этики. С этим диагнозом не обязательно спорить. Можно попробовать изменить его изнутри: понять устройство этого кризиса и увидеть в нем не упадок, а высшую точку болезни — момент, когда с невиданным напряжением решается судьба советского общества».

Денис Горелов в своих статьях, книгах и выступлениях исследует советское общество через призму советского кинопроката, анализирует фильмы, которые посмотрели десятки миллионов советских людей: «Моя тема — зрительский кинематограф как автопортрет нации, наиболее точно передающий массовые представления россиян и бывших сателлитов о себе. Национальный пафос, мифология, фобии и предубеждения, плюс жанры, в которых русскому кино не было равных в советское время: военный фильм, женский фильм, школьный фильм, кино о деревне, кино о разведке. Моя задача — оспаривание созданной постсоветским киноведением иллюзии, что русское кино состоит исключительно из семи фамилий артхаусных авторов. Вместе с тем, любой просмотр старой картины требует объемных комментариев об образе жизни в СССР в год ее выхода, жанровых предпочтениях и масскультурной мифологии тогдашнего русского мира. Набоков требовал того же от преподавания русской литературы в иноземных колледжах — его методология должна быть транслирована и на отечественное киноведение (из самых ярких примеров — "Застава Ильича"). В ситуации крайней предубежденности большинства комментаторов и элементарно скудного знания московских элит о собственной стране в неожиданном выигрыше оказывается жанр лубка, потешной истории, притчи и киноприсказки — ибо не требует скрупулезного соответствия бытовым деталям и массированных пояснений. Сегодняшнее сериальное производство, взявшее на себя миссию "когдатошнего" советского кино, начинает массово двигаться именно по тропинке кинобайки, некогда разработанной авторами фильмов "Белое солнце пустыни", "Неуловимые мстители" и "Сказ про то, как царь Петр арапа женил"».

Модератор дискуссии — кинокритик Константин Шавловский.

16 июня. Лекция антрополога Ильи Утехина «Камера и взгляд этнографа»

«Основным методом полевой работы исследователя, изучающего другие общества и группы людей, является так называемое "включенное наблюдение": исследователь погружается в повседневность изучаемой группы, чтобы увидеть мир глазами носителей этой культуры. Но что происходит, когда в руках такого наблюдателя оказывается камера? Что меняется в его работе — и чем интересны получающиеся продукты широкой публике? Что такое этнографичность применительно к фильму, и какие особенности языка неигрового кино с ней соотносятся?» Об этом и, шире, об устройстве взгляда наблюдателя в своей лекции расскажет антрополог Илья Утехин. Лектор просит слушателей не поддаваться стереотипам: «Этнографичность — это вовсе не показ странных обрядов экзотических народов, она никак не связана с народными танцами и прочим фольклором».

17 июня. Лекция фольклориста Светланы Адоньевой «История, в которой нас нет»

Светлана Адоньева о своей лекции: «Жизненный мир обеспечивается непрерывностью транслируемого коллективного опыта, его обесценивание рвет социальную ткань, предоставляя доминирующему дискурсу право на идеологическую "штопку". Отчуждение от коллективного опыта, случившееся на территории бывшей Российской империи после революции 1917 года, освободило место для "монументальной истории" как истории-знания (идеологии), в ущерб истории-памяти. Представим себе: одна из рачительных царевен, обитательниц золотого, серебряного или медного царств, свернула свое царство в яйцо и пришла с ним в человеческий мир. О том, что этот артефакт когда-то был царством, знала только одна она. И когда ее не стало, артефакт занял свое место в музее, исправно служа научным спекуляциям на тему прошлого».

19 июня. Лекция философа Артемия Магуна «Исторический смысл перестройки и трансформации 1990-х в СССР и России — основные подходы и вопросы»

В 1980–1990-х годах Советский Союз неожиданно для многих пережил революционную трансформацию. Для участников было совершенно неясно, что происходит: обновление коммунистической идеологии, хитрый маневр для обмана Запада, «транзит» к демократии, национальное возрождении России, гибель империи, конец истории или демократическая революция? Каковы были движущие силы этих событий — экономический кризис, гуманистический потенциал социализма, заговор агентов США или националистическая логика современной демократии? Что переживало общество в 1980–90-е годы, и в чем причина кривой траектории общественного мнения и политического курса — от ленинского социализма к либерализму, от либерализма к ожесточенному нигилизму, и от ожесточенного нигилизма к рессентиментному национализму? В чем нам сегодня задним числом яснее произошедшее? А что, наоборот, уходит из очевидности? И как оценивать историческое значение этих событий для будущего? На все эти вопросы в своей лекции ответит профессор Европейского университета, политический философ Артемий Магун.

20 июня. Лекция поэта Александра Скидана «Как ориентироваться в новой\социальной поэзии?»

В своем выступлении поэт, редактор и переводчик Александр Скидан расскажет о «Новой поэзии» — поэтической серии книг, которую он курирует в издательстве «Новое литературное обозрение»: «Социальное несводимо к политическому, оно одновременно и шире, и, в каком-то смысле, ýже. Например, в 137-м номере журнала "Новое литературное обозрение" в этой рубрике опубликована подборка Петра Разумова о "желании вещей", посещении бутиков и развалов одежды, о жизни как бесконечной примерочной на ветру, в окружении мигрантов-узбеков; примеривается на себя в том числе их удел в нашей стране. Очень нежные стихи, в которых переплетаются темы фетишизма, какого-то нищебродского дендизма, бесприютности. Ничего пафосного, ничего, что хотя бы отдаленно напоминало обличительную гражданскую лирику; последнюю я, наверное, не стал бы печатать (разве что в деконструированном виде, а-ля Роман Осминкин)». Один из волнующих лектора вопросов: как сегодня устроено поэтическое высказывание? Для глубокого погружения в мир современной поэзии важно осознавать ее преемственность традициям неподцензурной поэзии в СССР 1950–1980-х. Об этой новой истории современной поэзии, о том, какие стихи сегодня можно считать социальными, и как поэзия может работать с проблемами сообществ и частного человека, пойдет речь в выступлении.
Кинокритик, родился в 1967 году в Москве. С 1989 по 2013 — кинообозреватель газет «Московский комсомолец», «Сегодня», «Русский телеграф», «Консерватор», «Известия», журнала «Русская жизнь». Соавтор сценариев к телесерии «Намедни—1961-1991. Наша эра» (специализация: события внутренней и внешней политики, кинематограф, происшествия, анекдоты). Автор сценария монтажной хроникальной картины Госфильмофонда «Большие каникулы 30-х». Автор статей во всех киноэнциклопедиях новой России: 7-томник издательства «Сеанс» «Новейшая история отечественного кино, 1986–2000», путеводитель журнала «Афиша» «500 главных фильмов всех времен и народов», серия книг издательства «Комсомольская правда» «Великие советские фильмы» (1 книга — 1 фильм; куратор серии и автор 24-х книг). В настоящее время сериальный обозреватель «Комсомольской правды».



Денис Горелов
Участник дискуссии «Как смотреть советское кино?»
Родился в Москве в 1985 году. Литературный обозреватель журнала «Коммерсантъ-Weekend», сооснователь и редактор журнала «Носорог». Также занимается исследованием позднесоветской культуры.

Игорь Гулин
Участник дискуссии «Как смотреть советское кино?»
Родился в 1968 году в Ленинграде. Профессор факультета антропологии Европейского университета в СПб, автор монографического исследования быта коммунальных квартир («Очерки коммунального быта», М., ОГИ, 2001) и проекта «Виртуальный музей советского быта» (kommunalka.colgate.edu), документальных фильмов «PUGOVKA» (2009) и «Волонтеры» (2019).

Илья Утехин
Лекция «Камера и взгляд этнографа»
Фольклорист, антрополог, доктор филологических наук, профессор, директор АНО «Пропповский Центр», автор статей и монографий, посвященных фольклору и современной массовой культуре. Среди них: «Категория ненастоящего времени» (СПб., 2001); «Дух народа и другие духи» (СПб., 2009), «Символический порядок» (СПб., 2011). Лауреат Приза Американского фольклорного общества и Чикагского университета за лучшую книгу по фольклору 2013 г. (Светлана Адоньева, Лора Олсон. Миры русской крестьянки: традиция, трансгрессия, компромисс. Висконсин Пресс. 2013). Лектор Мастерской документального кино и документального театра Марины Разбежкиной и Михаила Угарова. Руководитель исследовательского проекта «Первичные знаки, или Прагмемы».

Светлана Адоньева
Лекция «История, в которой нас нет»
Российский философ, политический теоретик, профессор Европейского Университета в Санкт-Петербурге, научный руководитель программы «Социально-политическая философия». Автор книг «Отрицательная революция» (рус., англ., франц.), «Единство и Одиночество», «Демократия: демон и гегемон» и десятков статей по философии и политической теории в ведущих международных журналах. Главный редактор журнала «Стасис».

Артемий Магун
Лекция «Мир человеческий и нечеловеческий»
Родился в Ленинграде в 1965 году. Поэт, критик, эссеист, переводчик. Автор пяти поэтических книг, нескольких сборников эссе, романа «Путеводитель по N». Переводил современную американскую поэзию и прозу, теоретические работы Поля де Мана, Дж. Хиллиса Миллера, Жана-Люка Нанси, Паоло Вирно, Геральда Раунига. Лауреат Тургеневского Фестиваля малой прозы (1998), премии «Мост» за лучшую статью о поэзии (2006) и Премии Андрея Белого (2006, за книгу стихов «Красное смещение»). Стипендиат Фонда Бродского (2018). Стихи переводились на множество языков и включены в различные антологии. В 2008 году в США в издательстве Ugly Duckling Presse вышла двуязычная книга «Red Shifting». Участник рабочей группы «Что делать?», редактор отдела «Практика» журнала «Новое литературное обозрение» с 2009 года. Живет в Санкт-Петербурге.

Александр Скидан
Лекция «Как ориентироваться в новой\социальной поэзии?»
Родился в 1990 году в Иваново. Литературный критик, поэт, куратор публичной программы кинотеатра «Пионер», координатор издательских проектов фонда «Устная история», автор статей о современной культуре для различных журналов и медиа, книги стихотворений «Белое сердце» (М.: Арго-Риск, 2015).



Сергей Сдобнов
Куратор лектория «Картина мира»