Зеркало
Акоп Овнатанян

СССР (Армения), 1967, французский, армянский языки, 10 мин, 6+режиссер Сергей Параджанов
сценарист Сергей Параджанов
оператор Карен Месян
композитор Степан Шакарян
производство Арменфильм

Арабески на тему Пиросмани

СССР (Армения), 1985, 21 мин, без диалогов, 6+
режиссер Сергей Параджанов
сценарий Кора Церетелиоператор Нодар Палиашвили
монтаж Марфа Пономаренкомузыка Янсуг Кахидзе

Киевские фрески


СССР (Украина, Армения), 1966, 15 мин, украинский язык, 6+
режиссер Сергей Параджанов
сценаристы Сергей Параджанов, Павел Загребельный
оператор Александр Антипенкохудожник Александр Кудря
композитор Владимир Селиванов
в ролях Тенгиз Арчвадзе, Антонина Лефтий, Вия Артмане, Афанасий
Кочетков, Николай Гринько, Михаил Глузский
Ретроспектива отреставрированных короткометражных фильмов Сергея Параджанова на XIII Международном кинофестивале им. Андрея Тарковского «Зеркало».

Акоп Овнатанян

Фильм легендарного Сергея Параджанова рассказывает о портретах работы Акоба Овнатаняна (1806-1881), которого называли «тифлисским Рафаэлем». Акоб, выходец из знаменитой династии художников, считается основателем современной армянской живописи и мастером портрета и миниатюры. В короткометражном фильме о художнике Параджанов совмещает картины Овнатаняна и сцены из жизни Тбилиси XIX века, оживляя на экране культурную историю города. Короткометражный фильм считается предшественником шедевра Параджанова «Саят-Нова» (1969). Фильм восстановлен в 2019 году «Кино Классикой» в сотрудничестве с Национальным кинематографическим центром Армении и Fixafilm, под руководством Дэниела Берда.

Арабески на тему Пиросмани
Короткометражный фильм Сергея Параджанова, представляющий личный взгляд великого режиссера на живописное наследие грузинского художника-примитивиста XIX века, самоучки, вошедшего в число лучших мастеров мирового «наивного искусства» — Нико Пиросмани. Фильм восстановлен в 2019 году в сотрудничестве с Национальным кинематографическим центром Грузии и Fixafilm, под руководством Дэниела Берда.

Киевские фрески
Незаконченный фильм Сергея Параджанова, в котором режиссер хотел рассказать о трагедии войны языком кинематографических метафор и образов — события Второй мировой войны снимались в современном Киеве, в условных декорациях и без каких-либо исторических стилистических ограничений. После съемок кинопроб дирекция киевской киностудии имени Довженко приняла решение прекратить производство «в целом импрессионистского фильма, пронизанного идеей пацифизма». От картины остались лишь 15-минутные кинопробы, которые сохранились благодаря хитрости оператора Александра Антипенко, который выдал их за свою дипломную работу. Впервые пробы-этюды к фильму были показаны в рамках ретроспективы творчества Параджанова на Международном кинофестивале в Мюнхене в 1988 году, после чего мировая кинематографическая пресса признала их «новаторским открытием» и «блистательным опытом киноавангарда».

Советский режиссер армянского происхождения, работавший в Грузии, Армении и Украине. Разработанная им яркая режиссерская манера в сочетании со скандальным образом жизни привели к преследованиям, тюремному заключению и запрету его фильмов. Самые известные работы Параджанова — «Цвет граната» («Саят-Нова», 1969), «Тени забытых предков» (1964), «Легенда о Сурамской крепости» (1985) и «Ашик-Кериб» (1988).



Сергей Параджанов
Режиссер