«Солярис»: параллели. Ретроспектива Владимира Тарасова на «Зеркале»-2019
Анимационную программу XIII МКФ «Зеркало» пополнит ретроспектива Владимира Тарасова.

Владимир Тарасов – один из мэтров отечественной анимации, автор ряда серий альманаха «Ну, погоди!» и замечательной мультипликационной вставки в «Иронии судьбы» Рязанова. Международную известность Тарасову принес научно-фантастический мультфильм «Контакт», чей сюжет парадоксальным образом рифмуется с сюжетом «Соляриса».

Перекличкам с «Солярисом» посвящена и книга программного директора «Зеркала» Андрея Плахова «Новый полет на «Солярис», которая будет представлена в рамках XIII МКФ «Зеркало». Книга посвящена одноименному выставочному проекту Музея AZ (Анатолия Зверева). Также на «Зеркале» будет показан фильм режиссера и сценариста Ираклия Квирикадзе, посвященный этому проекту.

Программный директор «Зеркала» Андрей Плахов: «Эта головокружительная история началась в 2016-м с выставки в Электротеатре Станиславский, устроенной Музеем AZ и Фондом «Два Андрея» в летние дни Московского кинофестиваля. Выставка называлась «Предвидение». Летом 2017-го в Новом Пространстве Театра Наций, под сводами московского здания с двухвековой историей развернулась другая выставка -- «Прорыв в прошлое. Тарковский & Плавинский», а летом 2018 года во Флоренции в здании фонда Франко Дзеффирелли проходит первая зарубежная выставка Музея AZ – «Новый полет на Солярис». На первом этаже барочного дворца разместился условный космический корабль с иллюминаторами, в которые вмонтированы ожившие, динамичные живописные полотна. Рядом – медленнно плывущие кадры «Соляриса» Тарковского. На сей раз в воображаемый полет отправились работы двенадцати художников середины ХХ столетия – тех же Плавинского и Беленка, но также Анатолия Зверева, Лидии Мастерковой, Дмитрия Краснопевцева, Франсиско Инфанте.

Возник триптих из трех выставок. Похоже, все начиналось спонтанно, однако в итоге выпукло обозначилась концепция: перекличка творческих идей Андрея Тарковского с работами «художников-нонконформистов». Или, соглсано неформальной терминологии, взятой на вооружение Музеем AZ, художников «советского ренессанса».