Зеркало
Ретроспектива мультфильмов Владимира Тарасова
Есть на карте отечественной анимации белое пятно — сфера, малоизвестная современному зрителю. Трудно поверить, но кино это вроде бы самого востребованного жанра: фантастика. Режиссер Владимир Тарасов из фильма в фильм на протяжении десятилетий средствами мультипликации исследует космос... Из тарасовских картин широкой публике знаком, пожалуй, лишь «Контакт» с музыкой Нино Рота. А фильмография у него обширная, работы разных жанров. Именно научно-фантастическая тема в его творчестве сквозная. «Вот такая душевная склонность», — как признается сам режиссер.
Почему фантастика? Во времена строгого идеологического надзора, цензуры и редактуры эта область была отдушиной для художников. Можно было позволить себе невиданные вольности. Например, полузапретные джазовые композиции, цитаты из «Желтой подводной лодки» Джорджа Данинга или такого главного героя, как в «Контакте», — как тогда говорили, в «битловском стиле». Все видели «Тайну третьей планеты»: космические приключения Алисы Селезневой и добродушного чудовища Громозеки, которые перенесли на экран режиссер Роман Качанов и художник Наталья Орлова. Для миллионов советских людей фантастика была способом расширения рамок спланированной и контролируемой жизни, была глотком свежего воздуха.
Надо сказать, что, при всей метафоричности и авторском своеволии, Тарасов в своем кино стремится быть точным. Для его первой фантастической истории «Зеркало времени» (1976) вместе с Василием Ливановым сценарий писал Анатолий Коробков, полковник авиации, связанный с космическими разработками. Коробков и предложил увидеть прошлое с помощью астрофизики. Тогда же Тарасов встретился с талантливым художником Николаем Кошкиным. Сочиненное ими гигантское орбитальное «зеркало времени» способно принимать изображения с планет, удаленных на сотни и тысячи световых лет, отражать далекое прошлое.
Постепенно фантастический мир втягивает в свое Зазеркалье самого режиссера.
И даже когда Тарасов обращается к поэзии Маяковского и снимает «Вперед, время!» (1977), он использует фантастику для создания образа страны, истерзанной голодом и войнами — страны, которая через тернии революции и гражданской войны проходит путь к космическим высотам: и вот уже патрульный звездолет «Владимир Маяковский» разыскивает в космосе логово собственничества и консюмеризма и уничтожает его.
«Контакт» — культовый тарасовский фильм, эмоциональное, музыкальное путешествие-фэнтези. Художник на пленэре встречает некое иноземное существо, которое с помощью мимикрии исследует планету Земля, перевоплощаясь во все, что увидит: в бабочку, птицу, сапог Художника, потерянный со страху. Наконец, инопланетянин трансформируется в самого Художника, фальшиво напевая его любимую мелодию (тему из «Крестного отца»). «Правильный мотив» подружит цивилизации разных миров. Здесь важна не только мысль об искусстве как лучшем переводчике между разумными существами, но и еще одно важное, спрятанное в складках сюжета утверждение: если хочешь понять, полюбить кого-то, кроме себя, хотя бы на миг стань им. Забудь о себе!
«Возвращение» по сценарию Бориса Ряховского (1980) сделано не без влияния «Космической одиссеи» Кубрика. Фантазийная драма Тарасова и Кошкина — редкое для советской анимации той поры сплетение драмы и психоделики. Пилот космического корабля впадает в искусственный сон, из которого не может выйти.
Решение проблемы — в том, чтобы «вспомнить все», пролететь над родным домом. Этот наивный сюжетный позволяет развернуть на экране сновидческий, сюрреалистический мир, в который вписаны детали реальности. Разнообразные средства выразительности позволяют погрузиться в сферу неописуемого, в слои подсознания. Индивидуальный художественный стиль Тарасова и Кошкина — это сплав разнообразных технологий: перекладки, тотальной мультипликации, совмещение рисованного кино и фотоколлажа.
Выпущенный к столетию мультипликации «Юбилей» (1983) — дань уважения первым мастерам советского искусства одушевления. На межпланетный конгресс, посвященный тысячелетию первого мультфильма, отправляется делегация советских аниматоров. Возглавляет ее патриарх мультипликации Иван Иванов-Вано. Звездолет совершает вынужденную посадку на мрачной планете, населенной существами, напоминающими инопланетянина из «Контакта»: они также способны трансформироваться под воздействием увиденного. Агрессивные инопланетяне захватывают землян в плен. Но обнаруженные на борту одухотворенные и добросердечные мультфильмы землян усмиряют их свирепость. Можно сказать, они их «очеловечивают».
«Контракт» (1985) создан по мотивам рассказа Роберта Силверберга. Правда, автор сценария Виктор Славкин несколько изменил сюжет. Создатели мультфильма решили показать столкновение земных бизнесменов с инопланетными. Побеждает не коммерческое, как в оригинале, а гуманистическое начало. Капиталист ради долларов готов бросить на верную смерть исследователя других планет. Но герою помогает выжить робот-коммерсант QBF-41. В финале брошенные на необитаемой планете пришельцы из разных галактик обречены замерзнуть холодной зимой, но Колонист подсоединяет блок аварийного энергопитания к отключенному роботу, и друзья вместе остаются греться на поверхности чужой заснеженной планеты.
«Перевал» (1988) по повести Кира Булычева — возможно, лучший фильм Тарасова. Мрачная фантазия, фильм-катастрофа. Среди создателей фильма — художник и математик Анатолий Фоменко, автор скандальной концепции «Новой хронологии». Это учение гласит, что существующая хронология исторических событий неверна и требует коренного пересмотра. Космический корабль терпит крушение на неизвестной планете. Его пассажиры живут в отрыве от Земли и пытаются вернуться к кораблю, чтобы подать сигнал SOS. Фильм о том, сколько важна связь с историей семьи, Земли, своего детства. «Или мы часть человечества, бережем его знания, или мы дикари без перспектив», — говорит автор. Одна из главных идей картины: спасти человечество могут только дети. Отличная графика с сюрреалистическими элементами, снег на чужой планете, лиловые, бежевые соцветия. Стихи Саши Черного, музыка Градского. Среди актеров, озвучивавших фильм, — любимый актер Тарковского Александр Кайдановский. Добавим к этому культурные отсылки к искусству начала XX века и финальный аудиоколлаж из голосов исполнителей того же времени (включая Вертинского). Кстати, о связях фильмов Тарасова с кинематографом Тарковского: в творчестве обоих прослеживаются эсхатологические идеи, тревожные размышления о судьбе Вселенной, конечности жизни человечества, забывшего о главных гуманитарных ценностях, победе консюмеризма над духовностью, о судьбе единичной человеческой души.

МКФ им. Андрея Тарковского возвращает нам кинематограф Владимира Тарасова. Режиссер станет участником фестиваля и встретится со зрителями.
Кинокритик, кандидат искусствоведения. Окончила театроведческий факультет ГИТИСа. Работала музыкальным редактором на телевидении, редактором журнала «Советский фильм». Автор сценариев ряда телепрограмм и фильмов. Публикуется в журналах «Советский фильм», «Экран и сцена», «Неделя», «Вечерняя Москва», «Искусство кино», «Сеанс» и др. Лауреат профессиональной премии «Белый Слон», кинофестиваля архивного кино в «Белых столбах», премии «Лавр». С 2000 г. — штатный кинообозреватель «Новой газеты».



Лариса Малюкова
Куратор программы «Семейная анимация»